Эквивалентное фокусное расстояние, светосила и другие звери

Системе 4/3 посвящается...

С появлением цифромыльниц родилось новое понятие в фототехнике - "эквивалентное фокусное расстояние". Многие понимают, что это такое; другие думают, что понимают.
Сравнительно недавно в рамках форумов club.foto.ru и iXBT появилось еще одно родственное понятие - "эквивалентная светосила". Как более новое, это понятие значительно менее определенно, что приводит к многочисленным спорам, переходящим порой даже границы элементарной вежливости. Спор обычно вертится вокруг разного понимания термина спорящими, что усугубляется приводимыми с различных сторон примерами, добрая половина которых не имеет отношения к делу.

Этот текст родился как попытка четко сформулировать все аспекты понятия "эквивалентная светосила" и собрать их в одном месте, по возможности четко изложив. Удалось ли мне это - оставляю на суд читателей.

Предмет обсуждения

Пусть у нас есть фотоаппарат A с некоторым размером матрицы и аппарат B, матрица которого в K раз больше. (Слова "в K раз больше" очевидны в случае геометрически подобных матриц, но становятся двусмысленными в случае матриц с различной геометрией. Примем, что K равно отношению диагоналей двух матриц.) Пусть мы имеем на аппарате A объектив с фокусным расстоянием F и светосилой F/D (или, что то же самое, относительным отверстием 1/D. Относительное отверстие - это попросту диаметр максимально открытой диафрагмы, деленный на фокусное расстояние.). Требуется определить, какой объектив надо установить на аппарат B, чтобы получить такую же картинку.
Под словами "такую же картинку" мы будем понимать следующее:
  1. Равный угол обзора
  2. Одинаковую глубину резкости
  3. Одинаковый уровень шумов (размер зерна) при фиксированной выдержке. Или наоборот, одинаковую выдержку при заданном уровне шумов.
Большинство споров вызывает как раз третий пункт, но мы будем двигаться по порядку.

Для упрощения задачи будем рассматривать случай, когда расстояние до объекта съемки a гораздо больше, чем F (это не так в случае макросъемки). Также заменим сложную внутреннюю систему объектива эквивалентной тонкой линзой.

1. Угол обзора

Из приведенного рисунка ясно, что для получения того же угла обзора бОльшую матрицу необходимо отодвинуть от линзы ровно в K раз дальше. Так как мы рассматриваем фокусировку на достаточно далекие объекты, расстояние от линзы до матрицы в обоих случаях практически равно F. То есть по углу обзора объектив с фокусным расстоянием F на аппарате A будет эквивалентен объективу с фокусным расстоянием KF на аппарате B. Хотя этот результат представляется очевидным, все же не вредно будет лишний раз записать его.
Отметим еще, что на всех объективах пишется реальное фокусное расстояние.

2. Глубина резкости

Изображение точки, находящейся на расстоянии a от линзы, будет точкой (не будем принимать в расчет аберрации и дифракцию). Изображение точки, находящейся на любом другом расстоянии, будет кружком, диаметр которого тем больше, чем сильнее это расстояние отличается от a. Наш глаз, однако, обладает ограниченной разрешающей способностью (примерно одна угловая минута, или 1/3400), поэтому достаточно маленький кружок будет неотличим от точки. При рассматривании фотографии с расстояния 40 см "достаточно маленьким" будет кружок в 0.12 мм, это примерно 1/1500 диагонали отпечатка 10х15 см. Этот кружок носит название "кружок нерезкости".
Думаю, исходя примерно из таких соображений, принято считать за размер кружка нерезкости 1/1500 диагонали кадра. Для кадра 35 мм пленки (24х36 мм) это будет приблизительно 0.03 мм. Важно, однако, понимать, что размер кружка нерезкости - именно определенная доля диагонали кадра. Его абсолютный диаметр будет разным для аппаратов с разным размером матрицы. Непонимание этого - одна из основных причинов жарких споров ни о чем.
(Заметим в скобках, что бессмысленно говорить о кружке нерезкости размером меньше минимального разрешения матрицы. Интересно также, что на 6 МП матрицах кружок нерезкости лишь немного больше байеровской четверки разноцветных пикселов.)

Существует некоторый диапазон расстояний, на котором изображение точки будет меньше кружка нерезкости. Этот диапазон называется глубиной резко изображаемого пространства, сокращенно ГРИП. По-английски то же называется depth of field (DOF). В этом же смысле будем также употреблять выражение "глубина резкости". Формула для ГРИП сравнительно легко выводится из законов геометрической оптики и выглядит так:

DOF =2 * F^2 / (Dx) / ((F^2/Dax)^2 - 1).

Здесь x - абсолютный диаметр кружка нерезкости.
Пусть F, D и x относятся к аппарату A (и его объективу). Как мы уже определили, на аппарат B необходимо установить объектив с фокусным расстоянием KF. Очевидно, что кружок нерезкости будет диаметром Kx. Тогда из нашей формулы следует, что равная ГРИП получится при относительном отверстии 1/KD. То есть, для обеспечения равной глубины резкости на аппарат B необходимо установить объектив с фокусным расстоянием KF и светосилой F/KD. По-другому можно сказать, что эквивалентная светосила падает в K раз.

Замечание. Приведенные рассуждения не зависят от типа светоприемника, поэтому те же формулы пригодны для сравнения двух пленочных камер с разным размером кадра, пленочного и цифрового аппарата и т.п. (при условии одинакового размера итогового изображения). Также они не зависят от технологии изготовления матриц и пленок.

3. Выдержка и уровень шумов

Освещенность в центре кадра при фокусировке на далекие предметы прямо пропорциональна площади отверстия диафрагмы (то есть (F/D)^2) и обратно пропорциональна квадрату фокусного расстояния (более точно, квадрату расстояния от линзы до пленки). То есть, освещенность в центре кадра пропорциональна 1/D^2 и не зависит от фокусного расстояния объектива. Запомним сей факт. (Для краев кадра, а также при фокусировке на близкие предметы, это, вообще говоря, неверно. Например, при макросъемке в масштабе 1:1 необходимо отодвинуть линзу на расстояние 2F от пленки, при этом освещенность упадет в 4 раза.)

Введем новый термин экспотройка - набор значений чувствительности (ISO), относительного отверстия и выдержки, обеспечивающий правильную экспозицию (произведение ISO на выдержку на квадрат относительного отверстия постоянно). Отметим, что обычно рассуждают в терминах экспопары, считая ISO жестко заданным свыше (очевидно, Митрой!). Это еще один (на мой взгляд, наиболее серьезный) источник непонимания. Все три параметра равноправны, фиксировать можно любой из них. Для нашего случая как раз полезней будет жестко задать выдержку (например, возможностью снять без смаза) и посмотреть на два оставшихся параметра.

Позволю себе напомнить пару банальных истин: 1) при увеличении ISO увеличивается уровень шумов, 2) при увеличении размера матрицы уровень шумов уменьшается. Отсюда сразу же следует, что на большей матрице можно установить бОльшую чувствительность, сохранив тот же уровень шумов. Пусть для матрицы B эта допустимая чувствительность в N^2 раз больше, чем для матрицы A. Напомним, что относительное отверстие на объективе аппарата A равно 1/D. Тогда, при той же выдержке, на объективе аппарата B относительное отверстие будет 1/ND. То есть, можно сказать, что объектив со светосилой F/D на аппарате A эквивалентен объективу со светосилой F/ND на аппарате B с точки зрения возможности съемки с заданной выдержкой.
Эксперименты Saturn с аппаратами Sony F707, Canon D60, Canon 1D Mark II показывают, что часто N = K, так что эквивалентная светосила получается такой же, как и следующая из условия равной глубины резкости.
Теоретически так и должно быть. Действительно, объектив с фокусным расстоянием F и диафрагмой D соберет на матрице A ровно столько же света, что и объектив с фокусным расстоянием KF и диафрагмой KD на матрице B (при одной и той же выдержке, естественно). При равном числе пикселов на обеих матрицах, на каждый из них попадет в среднем одинаковое число фотонов. Как известно, максимально возможное отношение сигнал/шум (определяемое флуктуациями) пропорционально квадратному корню из числа упавших фотонов, то есть, будет одинаковым для обеих пар объектив-матрица. Понятно, что технологические особенности будут по-разному ухудшать отношение сигнал/шум на разных матрицах, поэтому практический результат может отличаться в любую сторону. Однако доступные графики шумов в основном подтверждают гипотезу.

Замечание. Рассуждения этого раздела применимы и для сравнения двух пленочных систем с разным размером кадра. Для получения одинаковых отпечатков, меньший кадр необходимо увеличить в K сильнее, поэтому для него необходимо брать пленку с меньшим размером зерна, обычно более низкочувствительную.
С другой стороны, технология не стоит на месте, поэтому выведенные соотношения могут изменяться при появлении новых малошумящих матриц (мелкозернистых пленок). Хотя ожидать каких-то коренных прорывов маловероятно.

Пример. Возьмем в качестве аппарата A Canon 300D с объективом 30/1.4. Аппаратом B послужит Canon 1D Mark II. Матрицы их геометрически подобны, размер отличается в K = 28.7 / 22.7 = 1.26 раза. При этом равный уровень шумов у Mark II наблюдается при ISO на одну ступень выше (то есть N = sqrt(2) = 1.4). Для обеспечения равного угла обзора необходимо будет взять объектив с фокусным расстоянием, равным 30*K = 38 мм. При этом светосила, потребная для обеспечения той же глубины резкости, будет F/1.4K = F/1.8, а светосила, дающая возможность снимать с той же выдержкой, F/1.4N = F/2.

4. Необязательное дополнение. Работа датчиков автофокуса и яркость видоискателя

Этот раздел будет менее строгим, чем предыдущие, по двум причинам. Во-первых, конструкция видоискателя и датчиков автофокуса могут значительно отличаться у разных аппаратов, во-вторых, эти параметры не влияют так прямо на полученное изображение. Поэтому не обойтись без допущений, и выводы тоже будут менее определенные.

Примем, что размер датчиков автофокуса составляет заданную долю размера кадра. Тогда их физический размер вырастет в K раз при переходе от аппарата A к аппарату B (а площадь - в K^2 раз). Освещенность кадра, как мы помним, зависит только от светосилы. Возможны два крайних варианта:
- работа датчиков автофокуса определяется освещенностью. В этом случае эквивалентная светосила не изменяется
- работа датчиков автофокуса определяется попавшим на них количеством света. В этом случае эквивалентная светосила изменяется в 1/K раз.
Думаю, что истина лежит где-то посередине.

Полное количество света, попавшее на матовое стекло, пропорционально площади кадра, то есть, будет у аппарата B в K^2 раз больше, чем у аппарата A при одинаковой светосиле объективов. Предположим, что видоискатели двух аппаратов передают в глаз фотографа одинаковую долю света, попавшего на матовое стекло, и формируют на сетчатке изображение одинакового размера (предположения достаточно произвольные, хотя и правдоподобные). Тогда для обеспечения одинаковой освещенности сетчатки светосила объектива на аппарате B должна быть в K раз меньше, чем на аппарате A.

Благодарности

Считаю своим долгом поблагодарить ЧКФР delx и ЗМееВиК, выразивших в разное время и в разных местах практически все приведенные здесь мысли; а также Юрий Трубников и Страшный Зверь, своими высказываниями побудивших меня написать этот текст.

Дмитрий Медведев